Неизбежный и уже давно ожидаемый анонс Diablo 3 этим летом сразу же разделил современную историю жанра экшн/RPG на два неофициальных периода: "до" и "после". Теперь обязательное условие хоть какого-то успеха - успеть "до". До того, как выйдет колоссальный Diablo 3; и его качество здесь уже мало на что влияет. Все равно растопчет всех и станет хитом, чтобы там ни ворчали фанаты насчет слишком яркой цветовой гаммы и непривычных классов. Потому что Diablo 3, потому что от Blizzard - этим все сказано.
Самые серьезные шансы создать тяжеловесу временную замену были у немцев из Ascaron Entertainment. Они едва ли не первые, кто явил миру действительно жизнеспособную экшн/RPG, причем не повторяющую полностью хит от Blizzard. От Sacred 2 требовалось, по большому счету, лишь перенести все наработки в современные реалии, сочинить новую кампанию, малость изменить мир, да избавиться от обидных промахов оригинала. Даже при такой программе-минимум успех вряд ли обошел бы игру стороной. На деле же Fallen Angel скорее вводит в ступор, чем дарит знакомые ощущения. Так и хочется спросить у Ascaron Entertainment: на что ушло столько лет?
Незабытое старое
Sacred 2 никак нельзя назвать игрой провальной, более того, это в меру интересная и порой захватывающая поделка. Проблема в том, что она намертво застряла во времени. Жанр, который дольше всех пребывал в творческом кризисе, сейчас активно наверстывает упущенное и эволюционирует буквально на глазах. Ориентиры заметно сдвигаются в сторону экшена, эффектных и ярких схваток - к примеру, совсем скоро на полки магазинов ляжет Rise of the Argonauts. Даже непременный атрибут в виде бутылочек с исцеляющими зельями отправляют на свалку, причем не где-нибудь, а в самой Diablo 3. Однако Sacred 2, в отличие от подобных "революционеров", живет по устаревшему ГОСТу.
Причем Ascaron Entertainment не просто игнорирует последние тренды, но делает вид, будто за четыре года в индустрии вообще ничего не изменилось. А это, мягко говоря, не совсем верно. Мало того, что в "целевом" жанре появился почти идеальный Titan Quest, на рынок пришли консоли нового поколения, и все мы успели привыкнуть к другим играм - вылизанным, приглаженным и выходящим в свет при полном параде. На PC, конечно, время от времени случаются конфузы, но все же… По сравнению с ними Sacred 2 выглядит примерно так же, как китайский вариант какого-нибудь безумно дорого телефона Vertu. На первый взгляд, все то же самое, но при ближайшем рассмотрении золото оказывается простой краской, корпус угрожающе трещит, а кнопки того и гляди выпадут из своих пазов. То же самое происходит и с Sacred 2: громоздкий и не слишком удобный интерфейс с кучей лишних меню, страшненькая анимация и внешний вид героев, более чем странная история и совершенно ненужные в ней элементы. Таинственный страж и чуть ли не главный защитник Анкарии (мир, где и разворачивается все действо) - звучит в должной мере солидно и пафосно, но почему всем, кто выберет этого персонажа, предлагается ассоциировать себя с прямоходящей собакой? Да еще с бластером вместо руки.
Притом технологии вообще слабо вписываются во вселенную игры, несмотря на рассказы о Т-энергии и ее утечках. Собственно, эти течи главному герою и нужно устранить. Если верить старцу из вступительного ролика, странная субстанция превращает зеленые леса и заливные луга в безжизненные долины, а обитателей - в пугающих мутантов. Специально для приверженцев темной стороны имеется вторая кампания, где Анкарию нужно не спасать, а еще больше погружать в непроглядную тьму. Правда, не все из шести героев готовы на подобный шаг: Серафима ни за что не будет воевать за зло. И наоборот, Инквизитор не станет на сторону Света. Оставшиеся четыре персонажа выбирают свой путь только в зависимости от ваших предпочтений.
В отсутствие нового
Каждый герой придерживается своего стиля боя. Класс в Sacred 2 выбирается раз и навсегда, и по ходу игры создать свою понравившуюся комбинацию на манер Titan Quest нельзя. Разделение порой весьма условное: кто-то лучше всего чувствует себя в ближнем бою с дубиной наперевес, кто-то держит врагов на расстоянии и полагается на магию, кто-то комбинирует и то, и другое или добавляет свою "изюминку" в виде бластера. В выборе можно полагаться лишь на собственные предпочтения: выглядят герои одинаково убого. Раздражает и "деревянная" анимация (особенно смешно смотреть, когда персонаж бежит по ступенькам), и низкая детализация, и скудная палитра. Так же "бедно" нарисованы и все предметы в инвентаре. Уникальный волшебный посох мало чем отличается от своего "обыденного" собрата, так что найденная вещь воспринимается исключительно как набор различных характеристик.
Выводить рядом с ними показатели уже надетого на героя вооружения в Ascaron Entertainment отчего-то не додумались, и каждый раз приходится сверяться вручную. Инвентарь, кажется, создан с таким расчетом, чтобы этому всячески мешать. Куча меню закрывает экран, а шрифт при этом остается отвратительно мелким. Даже на больших мониторах приходится напрягать зрение и вчитываться в каждое предложение. Поскольку текста здесь предостаточно, чертыхаться придется регулярно. Локализаторы из "Акеллы" устранять промах разработчиков не стали и подогнали русский перевод под те же размеры. Отдельная история с локализованной версией: варианты упаковки со специальными hi-end-текстурами. Первоначально их планировали включить в dvd-боксы, но лишь счастливчики нашли в данном издании дополнительный диск. Оплошность быстро превратили в рекламную акцию: якобы, так было задумано с самого начала. Поэтому единственный на данный момент способ купить Sacred 2 в самой полной версии - коллекционное издание.
Вообще, политику Ascaron Entertainment с hi-end-текстурами иначе как нечестной не назовешь. И это еще самое мягкое определение. Фактически, за большие деньги продают лучшую графику. Утешением в данной ситуации служит лишь то, что hi-end на общую картину слабо влияют. За вычетом кособоких персонажей Sacred 2 выглядит удовлетворительно, но не более того. Вряд ли вы будете зачарованы местными пейзажами или открывающимися видами - даже двухгодичной давности Titan Quest оставил после себя куда больше запоминающихся моментов. При этом требования для нормальной работы здесь куда выше. Но даже полностью подходящий компьютер не застрахует от периодических вылетов и менее критичных, но все-таки раздражающих проблем. Уже через несколько дней на свет появился первый патч, и дело на этом явно не остановится. Наконец, Sacred 2 можно запустить лишь с помощью системы интернет-активации. А это не более трех установок на один компьютер и переписка с технической поддержкой в случае непредвиденной переустановки операционной системы. Словом, Fallen Angel потребует от вас изрядного количества лишних телодвижений.
В остальном это - привычная экшн/RPG с кучей умений и навыков. Особняком от них стоят боги, каждый из которых дарует определенную способность. Если вы видели хоть пару подобных игр, то без труда освоитесь в происходящем. Другое дело, что за всем этим прилежным копированием собственных идей и жанровых штампов Ascaron Entertainment утратили чувство вкуса. Четыре года назад Sacred смотрелся не свежо, но интересно и захватывающе. Сиквел, на первый взгляд, сделан ровно по той же схеме, только перспективы унылого отстрела разбойников и мутантов уже не так манят. Порой здесь случаются масштабные и даже впечатляющие битвы, но большую часть времени царит сонная атмосфера. Вы ритмично убиваете одного врага за другим - и так от города к городу, а вокруг ничего не происходит. Жанру определенно нужна свежая кровь, в этом плане неоднозначный Xbox 360-эксклюзив Too Human с его смесью скандинавской мифологии и киберпанка выглядит куда занятнее, чем крепко сбитый Sacred 2. Но если не отвлекаться на консоли, то в конечном счете все зависит только от вас. Если среди пройденных игр значится не один десяток экшн/RPG, то попробовать определенно стоит, но если вы уделяете внимание лишь самому выдающемуся, Sacred 2 вполне может пройти мимо вас.
Видео