В
надежде полностью заменить аккумуляторные батареи разработчики создают
более удобные в использовании топливные элементы. Однако до сих пор
существенных продвижений не было. Правда, крупные производители
электроники обещают в течение очень коротких сроков выпустить на рынок
устройства, оснащенные топливными элементами, но пока обещания остаются
невыполненными, нам остается только внимательно следить за новыми
разработками ученых и инженеров, тем более, что сообщения от
исследовательских центров и лабораторий поступают с завидной
регулярностью. На этот раз отличились сотрудники французского института электроники, микроэлектроники и нанотехнологий (Institute of Electronics, Microelectronics and Nanotechnology), работающие в тесном сотрудничестве с известной японской компанией Sharp.
Команда исследователей, работающая под руководством Стива Арскотта
(Steve Arscott), сообщает, что им удалось создать миниатюрный топливный
элемент с прямым окислением метанола (micro-sized direct methanol fuel
cells – microDMFC). Главными достоинствами нового устройства
являются: высочайшая эффективность использования топлива и удельная
мощность, величина которой составляет 385 Ватт/л.
В данном случае метанол используется в качестве топлива и анода, тогда
как кислород исполняет роль окислителя и катода. Метанол и газ
пропускаются через топливную ячейку благодаря наличию микроскопических
каналов, когда обе составляющие реагируют в присутствии электролита,
вырабатывается столь необходимый электрический ток. Интересным
нововведением исследователей является внедрение дополнительного
пористого слоя в микротопливную ячейку, что приводит к повышению
эффективности с двадцати до семидесяти пяти процентов, при комнатной
температуре.
Главной причиной существенного повышения эффективности топливных
элементов является использование очень небольшого количества топлива –
1,38 микролитров в минуту, или 550 нанолитров в минуту, в зависимости
от конструкции. В этом случае отсутствует необходимость в использовании
таких элементов, как помповый насос. Однако, как показали
исследователи, снижение количества используемого топлива требует
поддержания постоянной концентрации топлива, проходящей через топливную
ячейку в единицу времени – только в этом случае достигает максимальная
эффективность устройства.
Но самое главное, что исследователям удалось создать действительно
компактный топливный элемент, толщина которого составляет всего 0,17
см, объем – всего лишь 0,03 куб. см, а вес не превышает 110 грамм.
Таким образом, важнейшими отличительными особенностями топливных элементов microDMFC
являются: высокая эффективность во время работы при комнатной
температуре, возможность изготовления топливной ячейки с использованием
стандартных технологий изготовления микросхем (например, CMOS),
возможность отказа от относительно сложных помповых насосов, применение
эффективной протонообменной кремниевой мембраны и диффузионного слоя. К
тому же, крайне миниатюрные размеры ячейки позволяют использовать
топливные элементы для питания очень компактных устройств.
|