У каждого более-менее заметного игрового проекта есть
образ, который вспоминается геймерами. У отечественного "Коллапса" это
мечи из рукава да разрушенный Майдан, у заморского Dead Space - пилы с
левитирующими лезвиями и светящие глазами монстры. "Анабиоз" свои
образы несколько раз менял: сначала был первой игрой с эффектом Motion
Blur, потом превратился в многообещающий долгострой, а на прилавках
стал продвигать близкую всем россиянам тему холода. Даже не так - культ
холода.
Брррр!
Сразу после запуска становится понятно,
что за все эти годы разработчики не учились делать компьютерные игры, а
ваяли шедевр. Потихоньку, не спеша, писали громоздкие шейдеры,
продумывали каждую секунду роликов и по листочку собирали ледокол
"Северный ветер", скопированный, кстати, со вполне существующего
покорителя полюса - "Арктики". Александр
Нестеров - полярник и вообще смелый человек. Хотя этого не скажешь -
лежит на металлическом полу, зарастая льдом. То ли спит, то ли умер -
непонятно. Экран обволакивает темнота, и место действия меняется: наш
герой на собачьей упряжке несется к застрявшему меж льдин кораблю. В
кармане телеграмма с сухим приказом подняться на борт, а под ногами -
трескающийся лёд. Бежать поздно. Александру предстоит впервые
использовать Mental Echo - возможность проникать в чужое прошлое и
менять его. Он спасет сам себя, а потом примется за экипаж.
Обнаружив
тело, в котором едва бьётся сердце, мы подходим к нему и погружаемся в
воспоминания. "Северный ветер" погибал медленно, и вся команда отчаянно
пыталась его спасти, жертвуя собой. При этом всегда существовала
возможность выбраться, однако люди забывали о ней. Нестеров глядит со
стороны, и оттого ему полегче. Каждое видение - головоломка, в которой
обычно нужно не сражаться с толпами монстров, а пошевелить мозгами и
предотвратить фатальные события.
Систему пожаротушения прорвало,
и теперь ядовитый газ стремительно заполнил отсек. Запертые у реактора
люди замерзли, потому что не могли открыть дверь. Обезумевший охранник
застрелил своих коллег из винтовки. Это не сводка новостей, а обычные
для "Анабиоза" события, которые нужно собственноручно исправлять и
каждый раз по-особенному. Для системы пожаротушения изготовить фильтр
всего за минуту, дверь выломать грузовым краном, а охранника вынудить
потратить весь боезапас и самому остаться в живых. Почти каждое
приключение яркое и неповторимое. Назад в будущее
А
пока герой находится не в чужой голове, но в собственном замерзающем
теле, ему нужно сражаться с теми, кого он спасает. Такая вот дилемма:
некоторые замерзшие матросы приспособились к холоду, образовав
собственную эко-систему, и теплолюбивый Нестеров в неё ну никак не
помещается. Желание у них одно: "закалампуцать" полярника.
Да, в
"Анабиозе" есть экшен-составляющая с огнестрельным оружием и, на первых
порах, неплохими рукопашными боями. Средств для утяжеления удара здесь
кот наплакал - толстенная цепь, сорванный вентиль или пожарный топор. А
вот пострелять можно было бы вдоволь, если бы не дефицит патронов:
где-то среди обмёрзших помещений покоятся три винтовки разной убойной
силы и меткости, пистолет-пулемет Шпагина и сигнальный пистолет. У
каждого оружия свои достоинства и недостатки: винтовки почти не
"мажут", однако новый патрон удастся высадить разве что спустя 3-4
секунды, ППШ не годится для схваток на большом расстоянии, а "сигналка"
должна угодить точно в тело монстра, чтобы как следует прожечь его.
Из-за низкой скорострельности здешнего оружия в боях присутствует
изрядная доля цинизма: игрок и противник около минуты силятся попасть
друг в друга, а затем, стоя в двух шагах друг от друга, спешно
перезаряжают оружие - кто первым выстрелит, в живых и останется.
Вместо
аптечек - тепло. Кое-где на корабле ещё догорают костры и факелы,
раскаляются лампочки и кипят кастрюли. Обнаружив источник тепла, герой
снимает варежки и греет об него руки. Жаль, что концепции не дали
раскрыться полностью - места "для сугреву" можно найти почти на каждом
шагу, и особо горячие предметы словно предупреждают о близости
противника, убивая всю неожиданность в корне.
Впрочем, "Анабиоз"
- не хоррор, что бы там ни заявляли пиар-менеджеры и сайты. Это
грустная, тягучая повесть о людях, добрых и не очень поступках и том,
что даже ледокол - не груда металла, а живое существо. Издающее
таинственные и прекрасные звуки, хранящее в себе советские песни и
прекрасно выглядящее.
nVidia!
У
"Анабиоза" много недостатков. Первый, самый главный и мешающий -
тормоза. Не легкое падение FPS при особо масштабных сценах, а чудовищно
низкая производительность, ничем особенно не оправданная. Узенький
коридор, ещё уже, чем мы видели в каком-нибудь Doom 3, способен
перегреть видеокарту, выдавая всего 5 кадров в секунду на средних
графических настройках. Да, этот коридор, обрамленный замысловатыми
морозными узорами, наполненный тысячами полигонов и наростами сосулек,
уделывает все "зимние" уровни из Crysis, но почему он так тормозит?
Ответа пока нет, да и обещанная оптимизация под карты от nVidia не
шибко помогает: судя по сообщениям с форумов, очень многие обладатели
карточек этой компании не могут толком поиграть.
Вторым номером
идет словно вырванная середина игры. Сюжетные перипетии отходят куда-то
в сторону, а разработчики заваливают нас толпами "мяса", руша всю
философскую концепцию каждого монстра и слишком уж редко подбрасывая
нам свежие находки, вроде сражения с врагами прямо на киноэкране. В
конце былой игровой дух вернется, однако ураганная стрельба "Анабиозу"
явно не к лицу.
Ну и, наконец, технические недоработки.
Схлопотав особо серьёзный удар по лицу, герой может выпасть за пределы
уровня, заставляя нас загружать последнее сохранение и скрещивать
пальцы в надежде, что игра не вывалится в Windows.
***
Но,
что удивительно, все эти мытарства забываются после прекрасной концовки
и финальных титров. И вспоминать игру хочется только добрым словом.
Потому что сотни деталей и идей, ювелирно расставленные скрипты,
фоновая история о Данко и невиданная до сих пор романтика крайнего
севера.
Плюсы: прекрасный драматический сюжет; отличная графика; интересный геймплей. Минусы: не очень интересная середина игры; дичайшие тормоза.
|